ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Коврова "Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза
Авиарда Гавриловича Фастовца"

ФАСТОВЕЦ АВИАРД ГАВРИЛОВИЧ

КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Фастовец Авиард Гаврилович

1937-1991

Герой Советского Союза (9.09.1976), заслуженный лётчик-испытатель СССР (12.08.1982), майор (197..).
Родился 5 июля 1937 года в городе Ковров ныне Владимирской области. В 1954 окончил Ивановскую спецшколу ВВС.
В армии с июня 1954. В 1955 окончил 26-ю ВАШПОЛ (г.Актюбинск), в 1957 — Качинское ВАУЛ. В 1957-1965 — лётчик-инструктор Качинского ВВАУЛ. С ноября 1965 — в запасе.
В 1967 окончил Школу лётчиков-испытателей.
С ноября 1967 по май 1987 — лётчик-испытатель ОКБ А.И.Микояна. Поднял в небо и провёл испытания МиГ-27К («32-26») (30.12.1974), МиГ-23МЛ («23-12») (21.01.1975), «105.11» (11.10.1976), МиГ-29УБ («9-51») (29.04.1981), МиГ-31Д («071») (17.01.1987). Участвовал в испытаниях МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций. 21 августа 1982 года впервые в стране на МиГ-29ЛЛ произвёл взлёт на самолёте с трамплина.
14 марта 1970 года катапультировался из МиГ-23 в Ахтубинске за 2 секунды до взрыва.
Жил в Москве. Работал в ОКБ имени А.И.Микояна конструктором, ведущим инженером по системам посадки на палубу. Умер 5 сентября 1991 года Похоронен в Москве, на Даниловском кладбище.
Награждён орденами Ленина (9.09.1976), Октябрьской Революции (25.03.1974), «Знак Почёта» (26.04.1971), медалями.

Источники информации:

§  Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /

§  «Испытатели МиГов» / И.Б.Балаков, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 1999 /

§  Фастовец Авиард Гаврилович / Герои страны /

 

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1976 года лётчику-испытателю Фастовцу Авиарду Гавриловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11277).

Герой Советского Союза

ОН ПРОКЛАДЫВАЛ ДОРОГУ В КОСМОС

ЦЕЛЬ – ЗАПУСТИТЬ ОРБИТАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ

фасиовец

 

Авиарда Фастовца поздравляют
с успешным испытательным полетом.

 

В середине 1960-х годов, в самый разгар холодной войны и космической гонки, в США велась активная разработка проекта Dyna Soar, который подразумевал создание гиперзвукового орбитального пилотируемого перехватчика-разведчика-бомбардировщика. В ответ в СССР решают создать собственную подобную авиационно-космическую систему, которая получила кодовое название "Спираль". Это был один из самых закрытых проектов в бывшем Советском Союзе. И как делятся своими мыслями нынешние ученые-ракетчики, "… один из самых интересных. Он был фантастичен по конструкторской смелости и дальновидности. А если бы его удалось осуществить в те далекие годы, то возможно, что развитие космонавтики пошло по совершенно другим рельсам, чем это происходит теперь". 

Проект "Спираль" состоял из трех основных частей: гиперзвуковой самолет-разгонщик, двухступенчатый ракетный ускоритель и орбитальный самолет. По своей сути последний представлял собой настоящий космический пилотируемый истребитель многоразового применения. Место летчика представляло собой отдельную капсулу, которая в случае возникновения нештатной ситуации должна была отделиться и спасти жизнь пилоту даже в космосе.

К летным испытаниям дозвукового аналога приступили в мае 1976 года. И основная нагрузка здесь легла на плечи Авиарда Фастовца. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, указом Президиума Верховного Совета СССР летчику-испытателю присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

НАРАБОТКИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ "БУРАНА"

27 октября 1977 года приступили к самому трудному этапу. Загрохотали винтами и турбинами все четыре двигателя носителя, и он после тяжелого разбега ушел в хмурое осеннее небо. На высоте пять тысяч метров сцепка ложилась на боевой курс.

Вот что рассказывал об этом сам летчик-испытатель Авиард Фастовец: "Итак, до расцепки оставалось четыре минуты, мы к тому времени летели уже в довольно большом разрыве облачного слоя. Сползая на держателях в упругий воздушный поток под фюзеляжем носителя, моя птичка мелко подрагивает от напора струй. <…> Запускаю двигатель – работает надежно. <…> Отделившись, аппарат довольно круто опускает нос, будто собрался нырнуть с обрыва. Похоже, чуток перестарались с углом установки балансировочного щитка... Парирую отклонением рулей – птичка слушается их хорошо. Автономный полет продолжался по заданной программе без больших отклонений. Значит, воздушный старт для отработки аналога вполне годится..."

Значение такого вида старта было трудно переоценить. Вот что говорил по этому поводу главный конструктор проекта Глеб Лозино-Лозинский: "Перед нами открывалась принципиальная возможность запуска орбитального самолета практически в любой географической точке над планетой, исключалась потребность в жестко привязанных к определенным местам наземных космодромах. И ничего, что разрабатываемый самолет был невелик, – нетрудно построить в более крупном масштабе, характеристики сохранятся".

В дальнейшем состоялось еще несколько полетов этого аппарата. Три из них выполнил выпускник ивановской спецшколы ВВС. О вкладе Фастовца в освоение космоса рассказывал его коллега, летчик-испытатель Валерий Меницкий: "Он блестяще провел эти испытания. В принципе, он был первым в мире летчиком, поднявшим в воздух и посадившим орбитальный космический корабль, управляемый, как самолет. К сожалению, об этом мало кто знает".

Увы, проект был закрыт. Но опыт в разработке орбитального самолета пригодился при создании "Бурана".

МАЛЬЧИКА НАЗВАЛИ В ЧЕСТЬ АВИАЦИОННОГО РЕКОРДА

"Испытания орбитального самолета – только один шаг в биографии выдающегося летчика-испытателя Авиарда Фастовца. Многие годы он был одним из ведущих сотрудников КБ МиГ, – пишет в своем очерке в "Аргументах и фактах" ивановский краевед Сергей Каргопольцев. – Быть первым в небе ему было написано судьбой. Когда в семье военного летчика Гавриила Фастовца родился сын, имя ему дали соответствующее эпохе". 1937 год – время рекордов советской авиации. Репортажи о перелетах на Дальний Восток и в Америку, достижениях в высоте и скорости самолетов не сходили со страниц газет. Имена Чкалова, Громова гремели на всю страну.

"Мой дед, Гавриил Евстафьевич, приехал из Сибири. Родом из многодетной украинской семьи – один из 21 братьев и сестер, – рассказывает дочь испытателя Ирина Авиардовна. – В Иванове занимался в аэроклубе, а жил и работал в Коврове. Где и родился папа. И имя ему дали оригинальное Авиард – "авиационный рекорд дальности". Дедушка прошел всю войну, защищал небо Москвы. Папа пошел по его стопам: после окончания школы-семилетки в Коврове выбрал самый верный путь в небо – поступил в спецшколу ВВС в Иванове".

Вот что вспоминал об этой школе генерал-полковник авиации, тоже ее выпускник Виталий Кремлев, начальник Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского (1986=1992): "Все спецшкольники, кто успевал, имели возможность заниматься в ивановском аэроклубе, летать на планерах, прыгать с парашютом. Романтика была так велика, что за такие возможности спецшкольники с большим желанием учились, вели себя достойно".

Выпускники таких школ, а их в СССР перед Великой Оте­чественной войной было открыто пять, получали распределение или в летные, или в авиационно-технические училища. Авиарда Фастовца в 1954 году направили в военную авиационную школу первоначального обучения в Актюбинске. Затем он был переведен в Качинское авиационное училище, которое окончил с золотой медалью и остался в училище летчиком-инструктором: без малого восемь лет готовил пилотов для Военно-воздушных сил СССР. 

КАТАПУЛЬТИРОВАЛСЯ ИЗ РАЗРУШАЮЩЕЙСЯ МАШИНЫ

Позже два десятка лет Фастовец служит летчиком-испытателем в Опытном конструкторском бюро имени Микояна. Участвовал в испытаниях почти всех самолетов марки "МиГ". Именно он первым поднял в небо МиГ­31Д, который нес мощную ракету и обладал возможностью сбивать искусственные спутники земли, находящиеся на околоземной орбите. Наш выпускник стал ведущим летчиком в области отечественной палубной авиации и вновь стал первым в стране, кто выполнил взлет с корабельного трамплина без всякой пороховой катапульты, которой пользуются западные "морские волки". Катапультировался из разрушающегося самолета при испытаниях на прочность, что считается невозможным. 

Одним из его последующих достижений стала программа испытаний самолета-разведчика МиГ­25РБ. "Атакующий бомбардировщик специально готовился под ближневосточный кризис, – вспоминал летчик-испытатель Валерий Меницкий. – МиГ-25РБ – пока единственный в мире самолет, способный нести боевые заряды на сверхзвуке, с большой высоты и со скоростью порядка 3000 километров в час поражать цели на земле. Ни до, ни после опыт этой машины не был превзойден. Первым летчиком в мире, осуществившим подобное, стал Фастовец".

После ухода с летной работы Авиард Гаврилович продолжал трудиться в ОКБ Микояна инженером по системам посадки самолетов на палубу корабля. Жил в Москве. Как вспоминает его дочь Ирина Авиардовна, "отец был очень порядочным и скромным человеком, никогда не злоупотреблял своими привилегиями. Лично мне только один раз в жизни взял билет по своей брони в театр на Таганке, на новый аншлаговый спектакль. Нигде своей корочкой Героя не светил, Звезду не носил из скромности".   

Авиард Фастовец скончался 5 сентября 1991 года. Похоронен на Даниловском кладбище столицы. В Коврове Владимирской области, в Аллее Героев в его честь установлен обелиск. У нас же в Иванове о нем пока забыли. Нужно согласиться с предложением моего коллеги Сергея Каргапольцева: в память о выдающемся летчике, прокладывавшем дорогу к звездам, на бывшем здании Ивановской спецшколы ВВС установить мемориальную доску.

И. АНТОНОВ

ВСПОМИНАЮТ БОЕВЫЕ ТОВАРИЩИ

фасиовец

 
 

Испытатели ОКБ имени А.И.Микояна (слева направо):
1-й ряд – В.В. Рындин, В.Е. Меницкий, А.Г. Фастовец,
П.М. Остапенко; 2-й ряд – А.Н. Квочур, С.Г. Бильдзюкевич, Л.С. Попов,
Т.О. Аубакиров, Р.П. Таскаев. Жуковский,
1985 год

Авиард Гаврилович Фастовец – родился 5 июля 1937 года в городе Ковров Владимирской области в семье военного лётчика. Это был год рекордов советской авиации, и поэтому имя ему дали оригинальное, соответствующее эпохе – Авиард (АВИАционный Рекорд Дальности). Хотя нужно признать, что есть и другой вариант расшифровки его имени – АВИАционное Реактивное Движение. Впоследствии друзья звали его просто Аликом. Авиард Гаврилович Фастовец (1937 – 1991) С началом войны отец Авиарда – Гавриил Евстафьевич Фастовец – ушёл на фронт. Воевал под Сталинградом и в авиации ПВО Москвы, сбил 9 вражеских самолётов. Последнюю свою победу одержал 21 июня 1944 года, поразив вражеский Ю-88. Примечательно, что это был последний самолёт, сбитый лётчиками авиации ПВО в Великой Отечественной войне. В том же 1944 году Авиард пошёл учиться в школу. После окончания седьмого класса поступил в Ивановскую спецшколу ВВС № 3, обучение в которой закончил в 1954 году. В июне 1954 года Авиард Фастовец был направлен в 26-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в город Актюбинск (ныне город Актобе в Казахстане). По окончании авиашколы в декабре 1955 года продолжил учёбу в Качинском военном авиационном училище лётчиков, расположенном в Волгограде. В октябре 1957 года Авиард Гаврилович окончил его с отличием и был оставлен в Качинском ВАУЛ лётчиком-инструктором. За восемь лет он подготовил несколько курсантов. В ноябре 1965 года капитан А.Г. Фастовец уволился в запас и поступил в Школу лётчиков-испытателей. Обучался он в одной группе с давним другом Михаила Комарова – Александром Муравьёвым. За время обучения в ШЛИ Авиард Гаврилович налетал 159 часов и освоил самолёты МиГ-15УТИ, МиГ-19, МиГ-21, Ту-16, Ан-24, Ил-28 и ряд других, а также закончил программу слепой подготовки на самолёте Ли-2. Также А.Г. Фастовец в качестве второго пилота регулярно участвовал в испытательных полётах на самолётах Ан-12, Ту-104, Ту-124 и Ту-16, и к моменту окончания Школы его испытательный налёт составил 30 часов. Он отлично освоил методику лётных испытаний и показал исключительно высокие знания в области теоретической подготовки. В октябре 1967 года Авиард Гаврилович Фастовец окончил Школу лётчиков-испытателей и с 10 ноября начал свою работу лётчиком-испытателем в ОКБ А.И. Микояна. За время лётной работы он освоил более 40 типов самолётов, провёл ряд сложных и ответственных испытаний и исследований, участвовал в доводке опытных образцов самолётов, двигателей, электроспецоборудования и систем вооружения (особенно управляемых ракет класса «воздух – воздух» и «воздух – земля»).

Вспоминает В.Е. Меницкий: «Когда он только пришёл на фирму, ему сразу же доверили испытания прототипа управляемого оружия Х-23. В этом деле он добился просто выдающихся результатов. Шутили, что Фастовец может попасть даже в бочку. Его удивительные навыки сразу же обросли заслуженной славой, и Алик стал пользоваться большим авторитетом у военных лётчиков, особенно во Владимировке. Настоящего профессионала в ГНИКИ ценили всегда, уважение можно было заслужить только настоящим лётным мастерством. Алик доказывал его своим ежедневным трудом. Следующей его победой стала программа самолёта-разведчика МиГ-25РБ. Впервые эта тема проходила под знаком атакующего бомбардировщика, специально готовившегося под ближневосточный кризис. МиГ-25РБ – пока единственный в мире самолёт, способный нести боевые заряды на сверхзвуке, с большой высоты и со скоростью порядка 3.000 км/ч поражать цели на земле. Ни до, ни после опыт этой машины не был превзойдён. Первым лётчиком в мире, осуществившим подобное, стал Алик Фастовец». Уже через три с половиной года после прихода в ОКБ – 26 апреля 1971 года – Авиард Гаврилович получил свою первую награду – орден «Знак Почёта». 17 марта 1972 года А.Г. Фастовец в Ахтубинске выполнял полёт по проверке общей прочности истребителя МиГ-23. По заданию ему было необходимо достичь перегрузки 7,5 единиц. Выйти на этот пик перегрузки, тем более на максимальной приборной скорости, было невероятно трудно. Когда лётчик пошёл на этот режим, при перегрузке 4,5 единиц самолёт разрушился. А.Г. Фастовец чудом успел катапультироваться и приземлился около солёного озера Баскунчак. Впоследствии инженеры обнаружили технологический брак в конструкции второго бака самолёта. А вот как сам Авиард Гаврилович вспоминал про этот случай: «Я услышал удар, смотрю – стал крениться. Оказалось – отломилось крыло, а потом он весь развалился. И когда я висел под парашютом, видел отдельно и нос, и хвост, и другое крыло – всё отдельно падало. Может быть, моё катапультирование было каким-то импульсом к взрыву или, вернее, к дальнейшему развалу. А со стороны видели только взрыв. И в Жуковский передали: взрыв видели, парашюта нет. Говорят, Остапенко тут же прикинул: «Высота – тыща, скорость – тыща. Конечно, развалился. Надежды никакой». А Федотов: «Нет, Алик должен прыгнуть, должен прыгнуть…» Потом, когда на вертолёте меня подобрали, я спрашиваю: – Пищалка-то у вас работает? – Да нет, – отвечают, – сказали выключить. В воздухе – взрыв, парашюта не было. Тебя уже и не искали. Увидели, что кто-то там стоит в ЗШ. Подумали – уже спереть успели, решили посмотреть». 25 марта 1974 года А.Г. Фастовец получил свою вторую награду – орден Октябрьской Революции. А вскоре ему доверили поднять в небо опытные машины – 30 декабря 1974 года он выполнил первый полёт на истребителе-бомбардировщике МиГ-27К, а 21 января 1975 года – на лёгком фронтовом истребителе МиГ-23МЛ. Авиард Гаврилович с высоким качеством, проявлением большого лётного мастерства и отличным знанием техники провёл комплексные лётные испытания опытного истребителя-бомбардировщика МиГ-27. Он дал объективную оценку по работе систем самолёта и внёс ценные предложения по совершенствованию нового изделия.

Вспоминает В.В. Новиков: «Работу лётчика-испытателя оценивают инженеры, в первую очередь по послеполётному разбору, а затем – по анализу записей КЗА выполненного полёта. Инженеры, негласно конечно, обмениваются мнениями о работе лётчиков. Так вот, подавляющее количество инженеров считало Фастовца самым талантливым испытателем. Он всегда привозил максимальную информацию о проделанном полёте, c такими точными и тонкими наблюдениями, которые поражали специалистов». 9 сентября 1976 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Авиарду Гавриловичу Фастовцу было присвоено звание Героя Советского Союза. Авторитет А.Г. Фастовца в ОКБ к этому времени вырос настолько, что ему доверили поднять в небо необычный летательный аппарат. 11 октября 1976 года он выполнил первый полёт на самолёте «105.11» – аналоге экспериментального пилотируемого орбитального самолёта, разрабатываемого для системы «Спираль». В ходе испытаний в 1977 году аналог начали подвешивать к самолёту-носителю Ту-95К для последующего запуска с него аналогично ракете Х-20. 27 октября 1977 года была выполнена первая отцепка и полёт «105.11». Ту-95К пилотировал экипаж под командованием А.Н. Обелова (штурман – Ю.А. Ловков). Вот как об этом полёте вспоминал сам Авиард Гаврилович: «До расцепки оставалось четыре минуты, мы к тому времени летели уже в довольно большом разрыве облачного слоя. Сползая на держателях в упругий воздушный поток под фюзеляжем носителя, моя «птичка» мелко подрагивает от напора струй. Отклонён балансировочный щиток, чтобы сразу после отцепки обеспечить пикирующий момент, поскольку мы опасались подсоса в струе между фюзеляжами обеих машин. Запускаю двигатель – работает надёжно. «Двигатель в норме!» – докладываю командиру экипажа и продолжаю последнюю проверку систем. «Готовность ноль–один», – предупреждает СПУ голосом Ловкова. Но я уже всё закончил, о чём и сообщаю экипажу носителя. Затем слышу: «Сброс!» Знаю, что сейчас Ловков нажал кнопку, Испытатели ОКБ имени А.И.Микояна (слева направо): 1-й ряд – В.В. Рындин, В.Е. Меницкий, А.Г. Фастовец, П.М. Остапенко; 2-й ряд – А.Н. Квочур, С.Г. Бильдзюкевич, Л.С. Попов, Т.О. Аубакиров, Р.П. Таскаев. Жуковский, 1985 год чтобы раскрыть замки держателей. Отделившись, аппарат довольно круто опускает нос, будто собрался нырнуть с обрыва. Похоже, чуток перестарались с углом установки балансировочного щитка, настроив на быстрейший уход из спутной струи от носителя. Парирую отклонением рулей – «птичка» слушается их хорошо. Автономный полёт продолжался по заданной программе без больших отклонений. Значит, воздушный старт для отработки аналога вполне годится». Испытания «105.11» проводились до 13 сентября 1978 года, после чего тема «Спираль» была закрыта. 29 апреля 1981 года Авиард Гаврилович поднял в небо и провёл испытания учебно-боевого истребителя МиГ-29УБ, который с 1985 года строится серийно на Горьковском авиазаводе. Вскоре ему пришлось заняться совершенно новой темой. Началась разработка модификаций истребителей четвёртого поколения, которые смогут взлетать и садиться на палубу авианосца. В начале 1980-х годов опытно-конструкторские бюро имени А.И. Микояна и имени П.О. Сухого начали работы по корабельным модификациям своих самолётов МиГ-29 и Су-27. Было решено, что истребители будут взлетать с палубы не с помощью катапульты, а разбежавшись по палубе и специальному трамплину, приземляться – на специальный аэрофинишёр. Для наземной отработки методики взлёта с трамплина и посадки на аэрофинишёр, на аэродроме Новофёдоровка в окрестностях крымского города Саки был построен Научно-исследовательский и учебно-тренировочный комплекс (сокращённо НИУТК), получивший позднее название «НИТКА». Отработка трамплинного способа взлёта истребителей началась на этом комплексе летом 1982 года. 21 августа 1982 года Авиард Гаврилович Фастовец на переоборудованном МиГ-29 осуществил первый в мире взлёт с трамплина. Незадолго до этого события – 12 августа – ему было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

Вспоминает Герой Российской Федерации, Заслуженный лётчик-испытатель РФ Роман Петрович Таскаев (р. 1954) – в 1983–1998 годах – лётчик-испытатель ОКБ имени А.И. Микояна: «Авиард Гаврилович отличался феноменальной неразговорчивостью и спокойствием. Даже после выполнения первого взлёта с трамплина, Авиард Гаврилович на вопрос «Как всё прошло?» ответил: «Вообще-то волнительно…» Впоследствии, при проведении испытаний корабельного самолёта, я прочувствовал ту высокую эмоциональную нагрузку, которую он так скупо охарактеризовал». Нужно отметить, что о неразговорчивости А.Г. Фастовца ходили легенды… Вот как об этом вспоминал В.Е. Меницкий: «Алик и Миша Комаров были молчунами, в отличие от нас, из породы говорливых, – Остапенко, Федотова, Орлова и меня. Дело доходило до смешного. Однажды они играли в нарды. Мы включили магнитофон и установили микрофон рядом с ними. Комаров с Фастовцем играли полтора часа и за это время произнесли только три фразы: – На, прикури! – Нет, ты прикури! – Переворачивай! Словом, они обменивались какими-то фразами только при смене позиции или обмене сигаретами. А между ними – полтора часа сплошной тишины. Это было удивительно. Вся наша братия громко восклицала при неудачах или, наоборот, при удачном ходе. Нарды – вообще игра заводная, близкая кавказскому темпераменту. А эти два парня могли играть часами, не проронив при этом ни одного слова». Но в общении с друзьями и коллегами вне работы Авиард Гаврилович запомнился как душевный человек, которому было совершенно несвойственна «звёздная болезнь».

Вспоминает Р.П. Таскаев: «Не могу забыть способ (или жест), которым Авиард Гаврилович отправлял сигарету в уголок рта, когда закуривал. Это выглядело очень мило и здорово. Такого я больше не видел ни у кого из курящих. До сих пор тепло вспоминаю те времена, когда мы после полётов собирались в нашем домике, Борис Антонович Орлов играл на гитаре, а мы с Авиардом Гавриловичем подпевали». В 1984 году с морской тематикой по состояния здоровья А.Г. Фастовцу пришлось расстаться – дальнейшие испытания корабельного МиГ-29 проводил Т.О. Аубакиров. Врачи настаивали на полном завершении лётной работы…

Вспоминает В.Е. Меницкий: «С гибелью Александра Васильевича Федотова мы потеряли своего подлинного лидера. А когда ушёл ещё и Остапенко, мы лишились сразу двух «звёзд» первой величины. Фирма была обескровлена. И если представить, что нас оставили бы ещё Боря Орлов и Алик Фастовец, то для коллектива, состоящего всего из 6–7 человек, это могло стать настоящей катастрофой. И катастрофой для всего КБ. Этого мы допустить не могли. Надо было довести молодое пополнение лётного состава до кондиции. Именно поэтому я и обратился к Боре и Алику с просьбой не покидать фирму до тех пор, пока не подрастёт достойная смена. Мы поняли друг друга. Алик пообещал, что, безусловно, будет летать, лишь бы здоровье не подвело. С врачами мы договорились. Они подсказали ограничения, которые мы должны были обойти. Я побеседовал в Управлении лётной службы с Вадимом Петровым, хорошо знавшим Алика, и там нам пошли навстречу. Гаврилыч продолжал летать». Теперь, помимо испытаний, Авиард Гаврилович занимался подготовкой молодых лётчиков-испытателей, щедро делясь с ними своим богатейшим лётным опытом.

Вспоминает Герой Российской Федерации, Заслуженный лётчик-испытатель РФ Александр Юрьевич Гарнаев (р. 1960) – в 1987–1994 годах – лётчик-испытатель ОКБ имени А.И. Микояна: «Дядя Алик – так мы, молодые микояновские испытатели, с любовью называли Авиарда Гавриловича. Он очень сильно располагал к себе тем, что при очень немногословном поведении всегда крайне чутко реагировал и на проблемы, и очень смешно юморил, порой буквально одним словом «сражая наповал», и все вокруг начинали хохотать…»

Вспоминает Р.П. Таскаев: «Мне повезло принять участие в полёте с Фастовцем при выполнении первого пуска новой ракеты. Во время подготовки к этому полёту и прорабатывания задания, Фастовец прокомментировал этот полёт так: «Мы только посмотрим, как она (ракета) сходит». При выполнении пуска в полёте ракета повела себя не совсем так, как мы ожидали – ударила по самолёту, оставив в результате этого некоторые разрушения. После чего Авиард Гаврилович произнёс: «Ну, вот так она и сходит…» А его замечательный лётный опыт и хладнокровие позволили нам дойти до дома». Последней значимой работой Авиарда Гавриловича стали испытания самолёта МиГ-31Д, который нёс мощную ракету и обладал возможностью сбивать искусственные спутники, находящиеся на околоземной орбите. Программа была похожа на американскую программу «АСАТ», но наш комплекс был мощнее и мог стать очень важным звеном в системе противоракетной обороны страны. Работа проходила под грифом чрезвычайной секретности. 17 января 1987 года А.Г. Фастовец и штурман-испытатель Л.С. Попов подняли новую машину в небо.

Вспоминает В.Е. Меницкий: «Чтобы разрешить Алику выполнение этой задачи, я вышел на руководство КБ. Специально сделали строевую рукоятку во второй кабине, где сидел оператор, для того чтобы формально соблюсти правила для самолёта с двойным управлением: Алику теперь разрешали летать только на таких машинах. Вадим Иванович Петров пошёл на это, понимая всю серьёзность положения и зная реальную картину физического состояния Фастовца (оно было достаточно неплохим). Больших перегрузок в этих полётах не предвиделось, требовалась ювелирная чистота выполнения режимов, на которую был способен наш Гаврилыч. Немаловажным был и тот опыт, которым обладал Алик, и его психологическая готовность к тем нюансам первых полётов, что была в крови у профессионалов. Я был на тысячу процентов уверен, что он блестяще справится с этой задачей. Машина была в единственном экземпляре, но и руководство, и я знали, что мы её не потеряем». В конце 1987 года лётную деятельность всё же пришлось прекратить, и Авиард Гаврилович перешёл на должность ведущего конструктора ОКБ имени А.И. Микояна. Он являлся руководителем работ по отработке визуальной посадки самолётов на комплексе «НИТКА» и тяжёлом авианесущем крейсере «Тбилиси». Далеко не каждый мог выполнять эту сложнейшую работу – корректировать траекторию самолёта для обеспечения безопасной посадки при оперативном обмене информацией с лётчиком, выполняющим посадку на авианосец. В июле 1990 года А.Г. Фастовца перевели на должность ведущего инженера.

Вспоминает Р.П. Таскаев: «Волею судьбы Авиард Гаврилович стал руководителем визуальной посадки на авианесущем крейсере при проведении испытаний МиГ-29К. Его замечательные черты характера позволяли своевременно и точно, без эмоциональной окраски, формулировать подсказки нам, заходящим на посадку, исправлять свои отклонения на глиссаде. В то время мы все учились как выполнению полётов, так и оказанию помощи лётчику-испытателю в выдерживании нужной траектории при осуществлении посадки. И именно у него это получалось очень здорово».

Во время одной из командировок в Саки Авиарда Гавриловича и поджидала коварная болезнь – 5 сентября 1991 года Авиард Гаврилович скоропостижно скончался. Похоронили его в Москве на Даниловском кладбище, рядом с могилой отца, ушедшего годом ранее… Вот такие похожие, но разные судьбы… Короткая, но яркая жизнь Авиарда Фастовца, увенчанная высшими наградами жизнь. Он навечно вошел в историю не только отечественной, но и мировой авиации. Будем его помнить и мы!

Источник: https://testpilot.ru/biblioteka/publikatsii/letali-dva-tovarishha-2/ Испытатели © www.testpilot.ru

ПАМЯТЬ

фасиовец

 

 

Мужественный лётчик-испытатель Авиард Гаврилович Фастовец скончался 5 сентября 1991 года. Похоронен он в Москве, на Даниловском кладбище, рядом с могилой отца.

фасиовец

 

 

На родине А. Г. Фастовца в городе Коврове на Аллее Героев установлен обелиск.

Его именем названа одна из улиц города.


Краеведческий музей в Золотых воротах города Владимира

Отдельный стенд посвящён в краеведческом музеи в Золотых воротах города Владимира.   лётчику-испытателю Фастовцу, посадившему Миг-29 на палубу авианесущего крейсера с сегодняшним именем "Адмирал Кузнецов".

Ковровский историко-мемориальный музей

Город воинской славы Ковров традиционно отмечает крупные юбилейные даты, связанный с Героями Советского Союза – уроженцами и жителями ковровской земли.

В 2022 г. исполнилось 85 лет со дня рождения одного из них – Заслуженного летчика-испытателя СССР А. Г. Фастовца. Он родился и вырос в Коврове, в семье военного летчика, начальника Ковровского аэроклуба Гавриила Евстратиевича Фастовца. Авиард Гаврилович в течение многих лет служил летчиком-испытателем в одном из ведущий авиационных конструкторских бюро страны – ОКБ имени А.И. Микояна. Через его руки прошли самолеты МиГ-27К, МиГ-31Д, МиГ-23МЛ, МиГ-29УБ, прототипы многоразовых космических кораблей в рамках программы «Спираль».

На выставке, посвященной 85-летию Авиарда Гавриловича Фастовца, были представлены уникальные вещи из фондов музея: летный костюм и шлем, личные вещи и документы Героя.

Выставка работала с 5 июля 2022 по 28 августа 2022 года.

Вахта памяти А.Г. Фастовца

В Городе воинской славы Ковров уже давно стало доброй традицией отмечать памятные даты, связанные с жизнью выдающихся личностей, уроженцев и жителей Коврова.  5 июля 2022 года  исполнилось  85 лет со дня рождения Героя Советского Союза Авиарда Гавриловича Фастовца.

Ковровский историко-мемориальный музей организовал традиционную Вахту памяти на Алее Героев Площади Победы.

На ней собрались представители руководства города, сотрудники музея, участники общественных патриотических организаций, учащиеся школы № 9 имени Героя Советского Союза А.Г. Фастовца. Заведующий отделом «Ковров – Город оружейной славы» Михаил Котомин познакомил собравшихся с основными моментами жизни и деятельности А.Г. Фастовца. Была отмечена важность сохранения памяти о выдающихся земляках, которые могут послужить примером для подрастающего поколения. В завершении акции к памятной стеле А.Г. Фастовца были возложены цветы.

Еще по теме:

 

В Коврове почтили память Героя Советского Союза Авиарда Гавриловича Фастовца

 

 

 

 

МБОУ СОШ № 9 города Коврова

Решением Совета Народных Депутатов города Коврова от 30.06.2021 года № 114 Муниципальному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа № 9 города Коврова присвоено имя Героя Советского Союза Авиарда Гавриловича Фастовца с изменением существующего наименования на Муниципальное общеобразовательное учреждение города Коврова «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза Авиарда Гавриловича Фастовца»

 

 

 

В Зале боевой славы школы Авиарду Гавриловичу Фастовцу оформлен памятный стенд, проводятся встречи с родственниками героя. В школе и на Площади Победы города Коврова проходят вахты памяти.

 
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.